Учебный план

Пояснительная записка

Учебный план 1-4 класс


Пояснительная записка к учебному плану основного общего образования МБОУ СОШ №47 на 2017-2018 уч.год.

Учебный план является частью организационного раздела основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №47.

Цель основного общего образования: создание комфортной образовательной среды, способствующей развитию ребёнка и его социализации.

Задачи основной образовательной программы:

  • спроектировать содержание образования в строгом соответствии с         требованиями стандарта.
  • развивать у учащихся потребности к самоопределению,                самовыражению, саморазвитию.
  • создать условий, благоприятствующих укреплению физического,            нравственного и психологического здоровья учащихся.

Ожидаемые результаты

На уровне основного общего образования (5-9 классы) планируется достижение следующих результатов:

  • формирование функциональной грамотности, соответствующей стандартам основной школы;
  • формирование ценностно-смысловых установок;
  • развитие интереса;
  • целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов;
  • формирование готовности к обучению по программам среднего общего образования, осознанному профессиональному выбору;
  • дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности обучающихся.

                    Особенности и специфика образовательной организации

Основная форма освоения образовательных программ в МБОУ СОШ №47 – очная.

С учётом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объёма осваиваются в следующих формах: в образовательной организации – очной, очно-заочной, заочной; вне образовательной организации в форме семейного образования, самообразования. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

 Для всех форм получения образования и форм обучения действуют единые федеральные государственные образовательные стандарты. В школе реализуются основная общеобразовательная программа основного общего образования с 5-летним нормативным сроком освоения образовательных программ основного общего образования для 5 — 9 классов.

Реализуемые основные общеобразовательные программы

    Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями

общеобразовательных программ общего образования.

— основной уровень (5-9 кл) – среднего общего образования (нормативный срок освоения 5 лет).

  Нормативно-правовую основу разработки учебного плана составляют:

  1. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказом Министерства Образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 29.12.2014).
  3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015.
  4.  Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  5. Устав и основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №47.

Режим функционирования образовательной организации

Режим образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным графиком. Режим функционирования устанавливается в соответствии СанПин 2.4.2.2821-10 и Уставом школы МБОУ СОШ №47:

 Уровень основного общего образования МБОУ СОШ №47 в 2016-2017 уч. году работает в модульном режиме в две смены:

— продолжительность учебного года: 5-9 классы – 34 учебные недели;

— продолжительность учебной недели- 6 дней;

— количество классов комплектов второго уровня -20:

  5кл-4; 6кл-4; 7кл -4; 8кл-4; 9кл -4.

— обязательная недельная нагрузка:

Классы 5 6 7 8 9 Итого
Максимальная нагрузка 32 33 35 36 36 172

— начало учебных занятий: 8.00 ч.

— продолжительность модуля 5,8,9 кл-90 минут; 6,7кл- 60минут.

— продолжительность перемен между модулями: минимальная 10- минут, максимальная – 20 минут.

Расписание звонков:

  1. 8.00 – 8.30

    8.35—9.05

    9.10— 9.40

  1. 9.50 – 10.20

    10.25-10.55

    11.00-11. 30

  1. 11.45 – 12.15

    12.20-12.50

    12.55-13.20.

Выбор учебников, используемых при реализации

учебного плана для 5-9 кл.

            Изучение учебных предметов федерального компонента (обязательной части) учебного плана организуется с использованием следующих учебников, включенных в Федеральный перечень, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования», приказом Минобрнауки России от 08.06.2015 года № 576 « О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом МОН РФ от 31.03.14 г. № 253»

Особенности учебного плана

            В основу формирования учебного плана МБОУ СОШ №47 положен вариант №2 из примерной основной образовательной программы основного общего образования и вариант №3 из примерной основной образовательной программы основного общего образования, так как изучение второго иностранного языка (английский язык) начинается с 5 класса в параллели с литером «Б». Изучение второго языка несёт особую смысловую нагрузку, иностранный язык является не только гуманитарной дисциплиной, но и важным фактором изучения другой культуры, освоение диалогового подхода в мировоззрении, поведении, деятельности.

           Учебный план включает две части: обязательную и формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам. Наполняемость обязательной части определена составом учебных предметов обязательных предметных областей: филология, математика и информатика, естественно — научные предметы, искусство, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности, технология.

         Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и предусматривает увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части:

 в 5 классе — 1 час в неделю отведён на изучение обществознание с целью освоения системы знаний на уровне функциональной грамотности, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности,позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина,

  алгебра (7,8АВГклассы -1час в неделю) для более свободного ориентирования в математических закономерностях окружающей действительности, использования накопленных знаний при дальнейшем изучении курса,  информатика (5-6классы -1 час в неделю) для обеспечения всеобщей компьютерной грамотности, русский язык в (7,8АВГ кл -1 час в неделю) для увеличения часов на предмет обязательной части с целью расширения знаний учащихся, развития творческих способностей, для изучения комплексного анализа текста, успешному овладению программным материала,литература (8авг), английский язык (5АВГ) направлен на достижение следующих целей: формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме; -развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком; — освоение элементарных лингвистических представлений, доступных школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке. ОБЖ в 5-7абвг классах (1 час в неделю) в целях знакомства с основами обеспечения личной безопасности, поведения человека в чрезвычайных ситуациях, безопасности дорожного движения, оказания первой медицинской помощи, искусство (5-8,9ав классах)-1 час в целях формирования системных знаний в области «Искусства», что создаёт условия для профильной гуманитарной ориентации учащихся школы и обеспечивает реализацию социального заказа учащихся в социально-гуманитарной направленности, черчение — 1 час в 8-9-х классах обусловлено тем, что данный предмет позволяет развивать пространственное мышление, это соответствует задачам изучения геометрии в старшей школе, в 7 классе 1 час в неделю добавлен на изучение биологии на основании запросов и интересов обучающихся и родителей с целью организации проектной работы с обучающимися, а также для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности модуля «Зелёный мир Забайкалья».

         Занятия, направлены на реализацию индивидуальных потребностей, в соответствии с их запросами, и отражающие специфику школы.

      Учебный план 9-х классов реализует идею предпрофильной подготовки в основной школе. В 9 классе на профиль отводится 1 час.  В целях чего учащимся и родителям предлагаются программы разного содержания и уровня, у учащихся формируется информационная культура, совершенствуется организация профильного обучения и расширяется профилизация через апробацию ИУП.

      Цели введения элективных курсов:

  • организация информационной работы, профильной ориентации;
  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, средствами и формами графического изображения объектов или процессов,
  • содействие профессиональному определению, развитию социально-значимых компетенций.

      Форма организации предпрофильной подготовки – внутриклассная, с делениями на группы.

      Реализация предпрофильного обучения в 9 классах – ведение курсов по выбору «Геометрический практикум» — 1 час, «Секреты текста» — 1 час. Данные курсы помогают обучающемуся овладеть методами учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Предпрофильная подготовка способствует профессиональному определению, развитию социально-значимых компетенций.

       Деление классов на группы при проведении учебных занятий по предметам «Иностранный язык» во 5-9 классах, «Технология» в 5-8 классах, «Информатика» в 5-9 классах, а также при изучении элективных курсов в 9 классах осуществляется деление их на две группы (при наполняемости класса 25 человек).

      Внеурочная деятельность общего образования.  В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12. 05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»  внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости обучающегося во второй половине дня. Учащимся предоставлена возможность посещать занятия в музыкальных и художественных школах, спортивные секции, кружки в учреждениях и отделениях дополнительного образования, другие дополнительные занятия по выбору родителей (законных представителей) обучающихся. С учетом интересов обучающихся объем внеурочной деятельности не превышает 340 часов обучения в основной школе.

       Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией учащихся переводных классов (5-8 и 9 классов).

Промежуточная аттестация проводится в форме:

 — итоговых письменных работ;

—  иных формах по решению педагогического совета.

           Учебный план направлен на реализацию целей и задач школьного образования, реализацию программы развития и концептуально опирается на принципы:

 — выполнение федерального компонента государственного образовательного стандарта;

— индивидуализацию образовательного процесса на основе удовлетворения запросов и потребностей учащихся и их законных представителей.

 Кадровое и методическое обеспечение соответствуют требованиям учебного плана.

Учебный план основного общего образования «Средней общеобразовательной школы № 47» на 2017-2018 учебный год для 5-9 классов.
Предметные области Образовательные компоненты 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
(учебные предметы) А В Г Б А В Г Б А В Г Б А В Г Б АГ В Б
АГ
Обязательная часть.
Русский язык и литература Русский язык 5 5 5 6 6 4 4 3 3 3 3 3
Литература 3 3 3 3 3 2 2 2 2 3 3 3
Иностранный язык Иностранный язык (английский язык) 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
Иностранный язык (французский язык) 2 2 2 2 2
Математика и информатика Математика 5 5 5 5 5
Алгебра 3 3 3 3 3 3 3
Геометрия 2 2 2 2 2 2 2
Информатика 1 1 1 1 1 1 1
Общественно-научные предметы История 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3
Обществознание 1 1 1 1 1 1 1 1 1
География 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2
Естественно — научные предметы Биология 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2
Физика 2 2 2 2 3 3 3
Химия 2 2 2 2 2
Искусство Музыка 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Изобразительное искусство 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
ОБЖ 1 1 1 1 1
Технология Технология 2 2 2 2 2 2 2 1 1
ИТОГО 27 27 29 29 31 30 32 32 34 32 32 34
Часть, формируемая участниками образовательных отношений 5 5 3 4 2 5 3 4 2 4 4 2
Математика и информатика Алгебра 1 1 1
Информатика 1 1 1 1
Русский язык и литература Русский язык 1 1
Литература 1
Иностранный язык Английский язык 1 1
Французский язык
Общественно-научные предметы Обществознание 1 1 1
Естественно — научные предметы Биология 1 1
Технология Технология